Не пропусти
Главная » Советы автолюбителям » Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

В этой статье мы рассмотрим существующие способы классификации трансмиссионных масел. По сравнению с моторными маслами их немного, по крайней мере основных. Для начала нужно определиться с типами трансмиссионных масел, поскольку в разных трансмиссиях используется разное масло. Итак, в первом приближении мы имеем механические коробки передач, к которым примыкают раздаточные коробки и ведущие мосты с дифференциалами в них, и автоматические коробки передач.

Масла для механических коробок переключения передач

Для этого типа трансмиссии существует два основных вида классификации, уже знакомых нам по способам классификации моторных масел. Это SAE, стандартизирующая вязкость используемых трансмиссионных масел, и API, оговаривающая их уровень эксплуатационных свойств. Кроме этого есть система классификации ГОСТ, как обычно, соединяющая в себе классификацию вязкости и уровня качества.

Пробежимся вкратце по SAE, если нужна подробная информация, читаем статью про вязкость моторного масла. Итак, большинство трансмиссионных масел, как и моторные масла являются всесезонными, пригодными для использования круглогодично. По крайней мере, на это нам позволяет надеяться вид записи вязкости по SAE 80W-90, 75W-90, или ещё что-то в этом духе. Мы видим здесь и цифру «зимней» вязкости (перед буквой W – winter, то есть «зима»), и летнюю вязкость (в данном случае 90). Поскольку трансмиссионное масло работает в других условиях, нежели моторное, то и параметры вязкости для него определяются другие. В зимней цифре, в отличие от моторки «сидит» максимальная температура при вязкости 150000 сПз (а не 60000, как в моторном масле) и минимальная кинематическая вязкость при 100°С. На рисунке представлены все классы вязкости трансмиссионного масла.Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

Несмотря на то, что сами цифры отличаются (у моторных масел, например, 10W-40, а у трансмиссионных 75W-90), фактическая вязкость их примерно одинакова. Цифры изменили намеренно, чтобы автолюбители при заливке не путали эти масла между собой. Хотя моторное масло, в общем-то, вполне можно заливать в коробку (это даже рекомендовалось ВАЗом для переднеприводных восьмёрок и девяток на заре их появления). Но не наоборот. Трансмиссионка в двигателе абсолютно неуместна.

Уровень эксплуатационных свойств трансмиссионных масел устанавливается системой классификации API. Принцип присвоения обозначений таков: к буквам GL прибавили цифры от 1 до 6 (пока), по мере улучшения качества масла. В настоящий момент актуальна редакция стандарта от 2013 года, согласно которой действующими считаются классификации:

  • GL-4 – описывает масла для мостов со спиральной конической передачей, работающих при средних и жёстких режимах скорости и нагрузки, или для мостов с гипоидной передачей, работающих при средних режимах скорости и нагрузки. Такие масла могут быть использованы в механических коробках передач (в том числе переднеприводных автомобилей), где не подходят масла классификации MT-1 (то есть, наличествуют синхронизаторы из цветмета).
  • GL-5 – описывает масла для передач, включая гипоидные, в мостах, работающих в различных комбинациях больших скоростей/ударных нагрузок и малых скоростей/большого крутящего момента. Фактически это лучшее по своим свойствам масло, нежели GL-4, однако применение его в коробках передач ограничено, так как чтобы добиться таких параметров часто используется присадка, негативно влияющая на цветмет синхронизаторов. С недавних пор эту присадку можно заменить на безвредную для синхронов, и, соответственно, лить масло и в мосты, и в МКПП. Масла с такой присадкой в составе имеют спецификацию GL-4/GL-5.
  • MT-1 – масла для несинхронизированных коробок передач, используемых в автобусах и тяжёлых грузовиках. Имеют лучшую относительно GL-5 и GL-4 защиту от термического разложения, износа деталей и материалов уплотнений. Нельзя применять в синхронизированных коробках передач. Также эти масла нельзя смешивать с моторными маслами, используемыми в трансмиссии тракторов (есть такие универсальные масла для тракторов, которые льют во все узлы от мотора до «мокрых» тормозов и гидроприводов, для простоты обслуживания).

Традиционно при выборе масла стоит придерживаться рекомендаций производителя. Также есть оговорка про дифференциалы повышенного трения (они же самоблокирующиеся) – их свойства регулируются отдельно производителем агрегатов. В таких дифференциалах требуется наличие фрикционных свойств масла (для повышения трения в нужном месте в нужный момент), а значит, соответствующая присадка. Такие масла, как правило, имеют в своём названии буквы LS (Limited slip – дословно «ограниченное скольжение»).

Кроме действующих есть ещё отжившие свой век обозначения API, а именно:

  • GL-1 — масло без противоизносных присадок, порой применяется в тракторах. Вместо него рекомендуется использовать масла MT-1.
  • GL-2 – чуть более хорошее масло, справляется с защитой червячных передач.
  • GL-3 – масло для коробок передач, работающих при умеренных и тяжёлых режимах, или для спирально-конических мостов, работающих при лёгких и умеренных нагрузках. Не подходит для гипоидных передач.
  • GL-6 – эта спецификация была разработана для передач с большим смещением шестерней. Содержит больше противозадирной присадки, чем GL-5. Сейчас не используется, поскольку производители агрегатов стараются делать трансмиссии с меньшими углами смещения шестерней не используя устаревшие конструкции, а для них достаточную защиту обеспечивает GL-5. В общем, перемудрили с этим GL-6:).

В общем эти масла отличаются содержанием противоизносных и противозадирных присадок. Чем выше цифра, тем больше процент содержания.

Есть ещё один стандарт, разработанный Обществом автомобильных инженеров (SAE) после того, как выяснилось, что GL-5 и MT-1 не отвечают всем требованиям в современных трансмиссиях. Сделан на основе этих стандартов плюс американский военный стандарт MIL-PRF-2105E. Относительно GL-5 добавлены тесты на отсутствие шлама и абразивных отложений на валах (могущих воздействовать на сальники), на совместимость с материалами уплотнений и на стабильность свойств при длительном хранении. Так что будет нелишним при выборе масла проверять наличие этого стандарта, помимо обычных GL-4 и GL-5.

Российский стандарт на трансмиссионные масла, введённый вместе с моторным стандартом в 1987 году, также, как и на моторные, содержит в себе классификацию и по вязкости, и по уровню эксплуатационных свойств. Обозначение имеет такой вид – ТМ-5-18, где ТМ означает «трансмиссионное масло», цифра 5 характеризует уровень эксплуатационных свойств, цифра 18 отвечает за показатель кинематической вязкости. Всего есть 5 градаций свойств от 1 до 5, по аналогии с классификацией API (т.е. ТМ-1 равно GL-1 и так далее). Вот таблица соответствия с API и SAE.Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

Кроме обозначения ГОСТ на масла, произведённые в России, широко распространены обозначения, принятые для трансмиссионных масел до 1987 года. Вплоть до вынесения на этикетку в качестве названия (например, Тад-17и). Вот таблица соответствия этих названий и ГОСТ.Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

Масла для автоматических коробок переключения передач

С маслами для автоматических коробок передач немного другая ситуация. Официально разработанного международного стандарта для них не существует. Де-факто, таким стандартом являются спецификации General Motors с названием Dexron (например, Dexron II, Dexron III, и так далее). Логика присвоения цифровых индексов проста – по мере совершенствования АКПП выпускалась очередная спецификация под эту коробку. В России наиболее распространены две спецификации:

  • Dexron II (он же Dexron II D) – минеральное масло, используется в автомобилях с 1981 года выпуска.
  • Dexron III – как правило, синтетическое масло, с улучшенными относительно Dexron IID температурными, антиокислительными и фрикционными свойствами. Используется в автомобилях с 1993 года выпуска.

Кроме этого есть менее распространённые, но также имеющие хождение спецификации:

  • Suffix A – иногда называемая Dexron I или TASA (Type A Suffix A). Это ранняя спецификация, разработанная в 1957 году совместно с американскими военными.
  • Dexron II E – улучшенная низкотемпературная текучесть относительно Dexron II D, однако не рекомендуется использовать II D вместо II E.
  • Dexron VI – ориентировочно с 2006 эта жидкость заменяет собой Dexron III и Dexron II E. Масло первой заливки в автомобили GM. Малое распространение связано, видимо, с инертностью мышления потребителей и постулатом о «заливке жидкостей согласно мануалу», в котором на авто старше 2006 года не мог быть прописан этот стандарт.

Конечно, кроме описанных есть ещё куча других классификаций трансмиссионных масел, таких как спецификации ZF (один из крупнейших производителей всевозможных трансмиссий), свои спецификации у многих автопроизводителей, фордовский Mercon (кстати, совместимые с соответствующими Dexronами)… Однако в большинстве своём они очень близки к ATFкам от GM, а если говорить о механических трансмиссиях, то соблюдение допусков API и SAE для них обязательно.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Помпа на приору 16 клапанов: какую лучше поставить

Помпа для Приоры: выбираем лучшую и меняем самостоятельно Помпа — это простой узел, состоящий из корпуса, крыльчатки и подшипника. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает такой насос ...

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает. Будем говорить про нашу Россию + ВИДЕО В общем после статьи про себестоимость литра бензина, я обещал да и ...

Разная резина на одну ось, Автоблог

Сегодня логическое продолжение статьи – разные диски на одну ось. Также частый вопрос, который мне задают на мой сайт, является вопрос одинаковой или разной резины. ...

Тюнинг Mercedes, обвесы, оригинальные аксессуары, диски, выхлопные системы

Если Вы являетесь его владельцем, у Вас уже есть стиль. Стиль и уважение, дань традициям и комфорту, к которому стремятся десятилетиями ценители лучшей марки автомобиля ...

Повышаем октановое число топлива

Как повысить октановое число топлива? 1. Когда нужны присадки 2. Моющие присадки 3. Чем повысить октановое число 3.1 Тетраэтилсвинец 3.2 Спирты 3.3 Железо и марганец ...

Секретные болты, гайки, Автоблог

Недавно был очевидцем очень не приятного события, у моего соседа сняли все четыре колеса с машины, вместе с литьем. Надо сказать, что вообще «КАПЕЦ»!. С ...

Тюнинг MINI Cooper

доставка 7-10 дней. Бренд: Benlogic DLS Тип товара: Оригинал Тюнинг — Оптики для Мини Купер — дополнительные декоративные фары дневного света DLS. Декоративные фонари помогут ...

Время собирать камни… и полировать кузов

«Время собирать камни» — так можно будет охарактеризовать ближайшие два месяца, когда сразу несколько важных планетарных циклов будут приближаться к своей кульминации. Июнь открывает этот ...

Моторное масло для Лада Гранта: рекомендации по выбору

Одним из важнейших компонентов, без которого не может обойтись ни один автомобиль, является моторное масло. Оно подбирается согласно технической инструкции завода-изготовителя. От правильного подбора во ...

Замена датчика скорости ЛАДА — Гранта — (Фото, Видео)

Сведения о текущей скорости движения на бортовой компьютер Лады «Гранта» поступают с электронного датчика. Датчик скорости Лада «Гранта» установлен на коробке переключения передач. Несмотря на ...

Признаки неисправности бензонасоса: Самые распространенные проявления

Бесперебойная работа двигателя зависит от целого ряда механизмов и агрегатов. И не последнюю роль в этом процессе играет бензонасос, являющийся ключевым элементом топливного комплекса автомобиля ...

Как отличить поддельное масло от оригинального

DJON-ON › Блог › как отличить поддельное масло от оригинального Решил поменять все масла в автомобиле! Проштудировал много статей в интернете и больше понравилась вот ...

Ремонт грузовых автомобилей КАМАЗ и МАЗ в Санкт Петербурге (СПб)

Диагностика и Ремонт грузовых автомобилей: КАМАЗ и МАЗ SCANIA, VOLVO, Mercedes-Benz, MAN, SHACMAN, Caterpillar в СПб Исправность техники — один из главных факторов успеха в ...

Вариатор (CVT) – много плюсов и один недостаток

Вариатор помогает сэкономить топливо и повысить комфорт вождения. Кроме того, он проще и дешевле в производстве, чем обычные автоматические коробки передач. Однако бесступенчатые автоматические коробки ...

BMW 1-series Coupe: цена, технические характеристики, фото, отзывы, дилеры БМВ 1-серии Купе

К сожалению, автомобиль BMW 1-series Coupe не продается в России в салонах официальных дилеров BMW, так как снят с производства, не поставляется в нашу страну ...

Как выбрать автомобильный пылесос, какой автопылесос лучше?

Просмотров: 41855 | Голосов: 66 Согласитесь с тем, что для многих автомобиль является вторым домом. Люди проводят много времени в автомобиле, когда едут на работу, ...

Какой огнетушитель лучше для автомобиля

Пожарная охрана: выбираем лучший огнетушитель для автомобиля Покупка компактного аэрозоля-огнетушителя, может, и освободит вас от штрафа, но вряд ли поможет в реальной ситуации, когда загорится ...

Выбор кабельной муфты

Для правильного выбора и заказа кабельной муфты необходимо знать следующие параметры: Напряжение кабельной линии, на которой будет монтироваться концевая или соединительная муфта.Для этого нужно либо ...

Как защитить кузов автомобиля от коррозии — Ремонт и сервис

Процесс коррозии сам по себе достаточно прост. Это окисление металла под воздействием воздуха и воды. Соответственно, наиболее подвержены коррозии те части автомобиля, которые одновременно контактируют ...

Почему японцы предпочитают вариаторы?

Мудреная трансмиссия, на самом деле, сказано слишком громко. Дело в том, что принцип ее работы предельно прост. Первое упоминание о таком варианте изменения передаточного числа ...

Для чего нужна грунтовка в автомобиле?

Виды автомобильных грунтовок Первичные грунты (праймеры) Антикоррозионные грунты для металла Адгезионные грунты для пластика Вторичные грунты (филлеры) Процесс нанесения грунтовки Грунтовка для автомобиля – это ...

Защитная полировка кузова автомобиля своими руками

Защитная полировка авто — прекрасный внешний вид автомобиля Защитная полировка кузова автомобиля рано или поздно понадобится всем автовладельцам. Хотя многие из них полагают, что внешний ...

Что такое авто распил: разбираемся в проблемах покупки

Что такое авто распил: разбираемся в проблемах покупки Покупка машины — это большое событие практически для каждого человека. Все стараются выделить на это событие максимальный ...

Достоинства и недостатки Citroen C-Elysee с пробегом

В свое время бюджетные седаны появились на нашем рынке, словно грибы после дождя. Сперва Renault Logan, потом парочка Hyundai Solaris и Kia Rio. В это ...

Рейтинг@Mail.ru