Не пропусти
Главная » Советы автолюбителям » Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

В этой статье мы рассмотрим существующие способы классификации трансмиссионных масел. По сравнению с моторными маслами их немного, по крайней мере основных. Для начала нужно определиться с типами трансмиссионных масел, поскольку в разных трансмиссиях используется разное масло. Итак, в первом приближении мы имеем механические коробки передач, к которым примыкают раздаточные коробки и ведущие мосты с дифференциалами в них, и автоматические коробки передач.

Масла для механических коробок переключения передач

Для этого типа трансмиссии существует два основных вида классификации, уже знакомых нам по способам классификации моторных масел. Это SAE, стандартизирующая вязкость используемых трансмиссионных масел, и API, оговаривающая их уровень эксплуатационных свойств. Кроме этого есть система классификации ГОСТ, как обычно, соединяющая в себе классификацию вязкости и уровня качества.

Пробежимся вкратце по SAE, если нужна подробная информация, читаем статью про вязкость моторного масла. Итак, большинство трансмиссионных масел, как и моторные масла являются всесезонными, пригодными для использования круглогодично. По крайней мере, на это нам позволяет надеяться вид записи вязкости по SAE 80W-90, 75W-90, или ещё что-то в этом духе. Мы видим здесь и цифру «зимней» вязкости (перед буквой W – winter, то есть «зима»), и летнюю вязкость (в данном случае 90). Поскольку трансмиссионное масло работает в других условиях, нежели моторное, то и параметры вязкости для него определяются другие. В зимней цифре, в отличие от моторки «сидит» максимальная температура при вязкости 150000 сПз (а не 60000, как в моторном масле) и минимальная кинематическая вязкость при 100°С. На рисунке представлены все классы вязкости трансмиссионного масла.Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

Несмотря на то, что сами цифры отличаются (у моторных масел, например, 10W-40, а у трансмиссионных 75W-90), фактическая вязкость их примерно одинакова. Цифры изменили намеренно, чтобы автолюбители при заливке не путали эти масла между собой. Хотя моторное масло, в общем-то, вполне можно заливать в коробку (это даже рекомендовалось ВАЗом для переднеприводных восьмёрок и девяток на заре их появления). Но не наоборот. Трансмиссионка в двигателе абсолютно неуместна.

Уровень эксплуатационных свойств трансмиссионных масел устанавливается системой классификации API. Принцип присвоения обозначений таков: к буквам GL прибавили цифры от 1 до 6 (пока), по мере улучшения качества масла. В настоящий момент актуальна редакция стандарта от 2013 года, согласно которой действующими считаются классификации:

  • GL-4 – описывает масла для мостов со спиральной конической передачей, работающих при средних и жёстких режимах скорости и нагрузки, или для мостов с гипоидной передачей, работающих при средних режимах скорости и нагрузки. Такие масла могут быть использованы в механических коробках передач (в том числе переднеприводных автомобилей), где не подходят масла классификации MT-1 (то есть, наличествуют синхронизаторы из цветмета).
  • GL-5 – описывает масла для передач, включая гипоидные, в мостах, работающих в различных комбинациях больших скоростей/ударных нагрузок и малых скоростей/большого крутящего момента. Фактически это лучшее по своим свойствам масло, нежели GL-4, однако применение его в коробках передач ограничено, так как чтобы добиться таких параметров часто используется присадка, негативно влияющая на цветмет синхронизаторов. С недавних пор эту присадку можно заменить на безвредную для синхронов, и, соответственно, лить масло и в мосты, и в МКПП. Масла с такой присадкой в составе имеют спецификацию GL-4/GL-5.
  • MT-1 – масла для несинхронизированных коробок передач, используемых в автобусах и тяжёлых грузовиках. Имеют лучшую относительно GL-5 и GL-4 защиту от термического разложения, износа деталей и материалов уплотнений. Нельзя применять в синхронизированных коробках передач. Также эти масла нельзя смешивать с моторными маслами, используемыми в трансмиссии тракторов (есть такие универсальные масла для тракторов, которые льют во все узлы от мотора до «мокрых» тормозов и гидроприводов, для простоты обслуживания).

Традиционно при выборе масла стоит придерживаться рекомендаций производителя. Также есть оговорка про дифференциалы повышенного трения (они же самоблокирующиеся) – их свойства регулируются отдельно производителем агрегатов. В таких дифференциалах требуется наличие фрикционных свойств масла (для повышения трения в нужном месте в нужный момент), а значит, соответствующая присадка. Такие масла, как правило, имеют в своём названии буквы LS (Limited slip – дословно «ограниченное скольжение»).

Кроме действующих есть ещё отжившие свой век обозначения API, а именно:

  • GL-1 — масло без противоизносных присадок, порой применяется в тракторах. Вместо него рекомендуется использовать масла MT-1.
  • GL-2 – чуть более хорошее масло, справляется с защитой червячных передач.
  • GL-3 – масло для коробок передач, работающих при умеренных и тяжёлых режимах, или для спирально-конических мостов, работающих при лёгких и умеренных нагрузках. Не подходит для гипоидных передач.
  • GL-6 – эта спецификация была разработана для передач с большим смещением шестерней. Содержит больше противозадирной присадки, чем GL-5. Сейчас не используется, поскольку производители агрегатов стараются делать трансмиссии с меньшими углами смещения шестерней не используя устаревшие конструкции, а для них достаточную защиту обеспечивает GL-5. В общем, перемудрили с этим GL-6:).

В общем эти масла отличаются содержанием противоизносных и противозадирных присадок. Чем выше цифра, тем больше процент содержания.

Есть ещё один стандарт, разработанный Обществом автомобильных инженеров (SAE) после того, как выяснилось, что GL-5 и MT-1 не отвечают всем требованиям в современных трансмиссиях. Сделан на основе этих стандартов плюс американский военный стандарт MIL-PRF-2105E. Относительно GL-5 добавлены тесты на отсутствие шлама и абразивных отложений на валах (могущих воздействовать на сальники), на совместимость с материалами уплотнений и на стабильность свойств при длительном хранении. Так что будет нелишним при выборе масла проверять наличие этого стандарта, помимо обычных GL-4 и GL-5.

Российский стандарт на трансмиссионные масла, введённый вместе с моторным стандартом в 1987 году, также, как и на моторные, содержит в себе классификацию и по вязкости, и по уровню эксплуатационных свойств. Обозначение имеет такой вид – ТМ-5-18, где ТМ означает «трансмиссионное масло», цифра 5 характеризует уровень эксплуатационных свойств, цифра 18 отвечает за показатель кинематической вязкости. Всего есть 5 градаций свойств от 1 до 5, по аналогии с классификацией API (т.е. ТМ-1 равно GL-1 и так далее). Вот таблица соответствия с API и SAE.Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

Кроме обозначения ГОСТ на масла, произведённые в России, широко распространены обозначения, принятые для трансмиссионных масел до 1987 года. Вплоть до вынесения на этикетку в качестве названия (например, Тад-17и). Вот таблица соответствия этих названий и ГОСТ.Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

Масла для автоматических коробок переключения передач

С маслами для автоматических коробок передач немного другая ситуация. Официально разработанного международного стандарта для них не существует. Де-факто, таким стандартом являются спецификации General Motors с названием Dexron (например, Dexron II, Dexron III, и так далее). Логика присвоения цифровых индексов проста – по мере совершенствования АКПП выпускалась очередная спецификация под эту коробку. В России наиболее распространены две спецификации:

  • Dexron II (он же Dexron II D) – минеральное масло, используется в автомобилях с 1981 года выпуска.
  • Dexron III – как правило, синтетическое масло, с улучшенными относительно Dexron IID температурными, антиокислительными и фрикционными свойствами. Используется в автомобилях с 1993 года выпуска.

Кроме этого есть менее распространённые, но также имеющие хождение спецификации:

  • Suffix A – иногда называемая Dexron I или TASA (Type A Suffix A). Это ранняя спецификация, разработанная в 1957 году совместно с американскими военными.
  • Dexron II E – улучшенная низкотемпературная текучесть относительно Dexron II D, однако не рекомендуется использовать II D вместо II E.
  • Dexron VI – ориентировочно с 2006 эта жидкость заменяет собой Dexron III и Dexron II E. Масло первой заливки в автомобили GM. Малое распространение связано, видимо, с инертностью мышления потребителей и постулатом о «заливке жидкостей согласно мануалу», в котором на авто старше 2006 года не мог быть прописан этот стандарт.

Конечно, кроме описанных есть ещё куча других классификаций трансмиссионных масел, таких как спецификации ZF (один из крупнейших производителей всевозможных трансмиссий), свои спецификации у многих автопроизводителей, фордовский Mercon (кстати, совместимые с соответствующими Dexronами)… Однако в большинстве своём они очень близки к ATFкам от GM, а если говорить о механических трансмиссиях, то соблюдение допусков API и SAE для них обязательно.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Менять ли часто масло в двигателе?

Нужно ли менять масло каждые 5000-8000 км? Отвечаем, что нет. В современных автомобилях менять очень часто масло не нужно. Современные двигатели не нуждаются в частой ...

Печка дует еле теплым воздухом

Ребята выручайте вновь. С движком разобрался спасибо, сейчас с печкой проблемы. На прогретой машине дует еле теплым воздухом. Был заменен радиатор печки, термостат. Все равно ...

Блок предохранителей и реле Ford Scorpio

Рассмотрены автомобили 1985, 1986, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994 года выпуска. блок предохранителей в моторном отсеке форд скорпио. Блок расположен около перегородки ...

Как отличить поддельное масло от оригинального

DJON-ON › Блог › как отличить поддельное масло от оригинального Решил поменять все масла в автомобиле! Проштудировал много статей в интернете и больше понравилась вот ...

Смазка для ШРУса: какая лучше и почему

Одним из ключевых механизмов автомобиля является шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Данная деталь является достаточно надежной, однако из-за циклической вращающей нагрузки требует своевременного обслуживания. Большое ...

Занос автомобиля: переднеприводного, заднеприводного, действия

Совсем не обязательно быть гонщиком профессионального уровня, дабы знать, что делать в случае заноса на дорогах. Рассмотрим предпосылки потери контроля над автомобилем, а также все ...

Можно ли полировать лобовое стекло?

Часто можно слышать мнения о том, что лобовое стекло полировать не стоит. Мол, появятся искажения и стекло потеряет прозрачность. Специалисты советуют: глубокие царапины, цепляющие ноготь, ...

Цинкование металла на сколах кузова своими руками

headmaster › Блог › Цинкование металла на сколах кузова своими руками. У моего «Гани» Имеются несколько сколов на заднем крыле до металла. Потеряв целостность оцинковки ...

Признаки неисправности коробки передач и что делать

Признаки неисправности коробки передач и что делать Как сохранить трансмиссию автомобиля и узнать признаки поломки? Многие автолюбители имеют плохой опыт эксплуатации подержанного автомобиля. Многие водители ...

Mercedes-Benz M-Class (W164) технические характеристики, фото и обзор

Мерседес-Бенц М-класса (2005-2011 года) технические характеристики. Обзор Mercedes-Benz M-Class W164 и фотографии. Универсальные внедорожники М-класса от Mercedes-Benz появились в 1997 г. В то время презентация ...

Чем обработать автомобиль от коррозии — технология защиты кузова от ржавчины Видео

Вопрос о том, чем обработать автомобиль от коррозии, стоит очень остро, учитывая влажность нашего климата и использование агрессивных средств для посыпки дорог в зимнее время. ...

Женские тайны

Как правильно выбрать лучшие амортизаторы

Амортизаторы — это один из элементов подвески автомобиля, влияющий на его поведения во время движения и тесно связанный с безопасной ездой. Поэтому, если стоит вопрос, ...

Отравление выхлопными газами автомобиля: что делать симптомы

Отравление выхлопными газами автомобиля — что делать и как лечить последствия и симптомы Отравление выхлопными газами – не редкость. Автомобиль уже давно не роскошь, встретить ...

Как снять тонировку со стекла автомобиля, используя подручные средства

Как самостоятельно снять пленку тонировки со стекол автомобиля На сегодняшний день черной тонировкой никого не удивишь, в то же время она противоречит закону, согласно которому ...

Диагностика ходовой части автомобиля Москва

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, блок мостов, передней и задней подвески колес, самих колес и шин. Именно ходовая часть автомобиля отвечает за передвижение транспортного ...

6 критериев выбора хорошей автошколы

Собираясь стать водителем, вы не только обязаны проявлять усердие, постигая гранит науки в автошколе, но и верно выбрать эту автошколу. Лицензия, профессиональный штат, комфортабельные аудитории ...

Фаркоп своими руками, делаем и устанавливаем правильно

У рачительного хозяина, имеющего в своем владении загородную недвижимость или живущего в частном доме, никогда не иссякает нужда в транспортировке крупногабаритных грузов. Когда-то надо подвести ...

Можно ли ехать на спущенном колесе, Автоблог

Вопрос от читателя: «Доброго дня Сергей, замечательный сайт. Куча полезной информации, надеюсь, что поможете и мне — Сегодня с утра вышел на стоянку перед домом ...

Теплоизоляция автомобиля

В зимнее время от автомобиля требуется быстрый старт и максимальный комфорт. Однако, инженеры при создании не всех автомобилей предусмотрели возможность комфортной эксплуатации при сильных морозах. ...

Ремонт и обслуживание АКПП, замена масла в АКПП г

Ремонт и обслуживание АКПП, замена масла в АКПП г. Челябинск Первый в Челябинске специализированный АКПП-сервис Мы профессионально занимаемся ремонтом любых типов АКПП Поэтому срок ремонта ...

Когда менять масло в коробке передач? Советы специалистов

Когда менять масло в коробке передач? Советы специалистов Если с моторной смазочной жидкостью все понятно, то вопрос, когда менять масло в коробке передач и нужно ...

Литыe диски, лeтниe и зимниe шины на: aвтoмoбильные диски, зимние шины Nоkian, литыe диски Replica (Реплика)

Личный кабинет — это ваш персональный раздел на нашем сайте. Для входа в личный кабинет, необходимо активировать вашу карту. Дисконтная карта дает скидку 3% на ...

Толчки АКПП: основные причины неисправности

Толчок при переключении АКПП: почему коробка автомат дергается Автомобили с автоматической коробкой передач сегодня пользуются огромным спросом, причем как среди начинающих водителей, так и среди ...

Присадка в гур супротек отзывы

присадки супротек Особенные космические ощущения, когда заливаешь эту хрень в гидроусилитель руля. Первый момент испуга — как будто руль оторвался, не чувствуешь ничего. Класс! Только ...

Рейтинг@Mail.ru