Не пропусти
Главная » Советы автолюбителям » Устройство, маркировка, взаимозаменяемость свечей зажигания, диагностика по свечам

Устройство, маркировка, взаимозаменяемость свечей зажигания, диагностика по свечам

© ЗАО «Полезные страницы»; ОАО «За рулем»; 2001 выпуск № 8.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Б. А. Басса, зав. отделом свечей зажигания НИИАЭ.
Прислал в электронном виде Станислав Бирюлин

Искровые свечи зажигания не претерпели принципиальных изменений с момента их применения в начале XX века. Развитие этого элемента бензинового двигателя идет по пути усовершенствования элементов конструкции, материалов и технологии производства.

Детали свечи, находящиеся в камере сгорания, подвергаются высоким термическим, механическим, элек-трическим нагрузкам, а также химическому воздействию продуктов неполного сгорания топлива. Температура в ней изменяется от 70 до 2500°С, давление газов достигает 50 — 60 бар, а напряжение на электродах доходит до 20 кВ и выше. Такие жесткие условия работы определяют особенности конструкции свечей и применяемых мате-риалов, так как от бесперебойности искрообразования зависят мощность, топливная экономичность, пусковые свойства двигателей, а также токсичность отработавших газов.

Устройство, маркировка, взаимозаменяемость свечей зажигания, диагностика по свечамОсновными элементами любой свечи зажигания являются металлический корпус, керамический изолятор, электроды и контактный стержень. Корпус имеет резьбу, которая ввинчивается в головку блока цилиндров, шестигранник «под ключ» и специальное покрытие для защиты от коррозии. Опорная поверхность (ею свеча «упирается» в головку) может быть плоской или конической. В первом случае для надежной герметизации свечного отверстия используется уплотнительное кольцо. Коническая поверхность сама хорошо герметизирует соединение свечи с головкой блока. Материалом изолятора служит высокопрочная техническая керамика. Для предотвращения утечки электричества на его поверхности (в «верхней» части изолятора) делают кольцевые канавки (барьеры тока) и наносят специальную глазурь, а часть изолятора со стороны камеры сгорания выполняют в форме конуса (назы-ваемого тепловым). Внутри керамической части свечи закреплены центральный электрод и контактный стержень, между которыми может быть расположен резистор, подавляющий радиопомехи. Герметизация соединения этих деталей осуществляется токопроводящей стекломассой (стеклогерметиком). Боковой электрод («массы») приварен к кор-пусу. Электроды изготавливают из жаростойкого металла или сплава. Для улучшения отвода тепла от теплового конуса центральный электрод могут делать из двух металлов (биметаллический электрод) — центральную часть из меди заключают в жаростойкую оболочку. Биметаллический боковой электрод обладает повышенным ресурсом благодаря тому, что хорошая теплопроводность меди препятствует чрезмерному его нагреву.
Рис. 1. Устройство свечи зажигания с плоской опорной поверхностью: 1 — контактная (штекерная) гайка; 2 — изолятор; 3 — ореб-рение изо-лятора (барьеры тока); 4 — контактный стержень; 5 — корпус свечи; 6 — токопроводящий стеклогерметик; 7 — уплотни-тельное кольцо; 8 — центральный электрод с медным сердечником (биметаллический); 9 — теплоотводящая шайба; 10 — тепло-вой конус изолятора; 11 — боковой электрод («массы»); h — искровой зазор.

Для обеспечения всего спектра бензиновых двигателей свечами зажигания последние производят с раз-личными параметрами, которые отражаются в условном обозначении свечи (приводятся ниже).

Габаритно-присоединительные размеры — это диаметр и шаг резьбы, длина резьбовой части и размер шестигранника «под ключ». Все они строго определенны для каждого двигателя.

Калильное число является показателем тепловых свойств свечи (ее способности нагреваться при различ-ных тепловых нагрузках двигателя). Оно пропорционально среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке в ее цилиндре начинает появляться калильное зажигание (не-управляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи). Свечи с небольшим ка-лильным числом называют горя-чими. Их тепловой конус нагревается до темпе-ратуры 900°С (температура начала калильного зажигания) при относительно небольшой тепло-вой нагрузке. Такие свечи применяются на ма-лофорсированных двигателях с небольшими степенями сжатия. У холодных свечей калиль-ное зажигание возни-кает при больших тепло-вых нагрузках, и они используются на высокофорсированных двигателях.

Пока тепловой конус не нагреется до 400°С, на нем образуется нагар, приводящий к утеч-кам тока и нару-шению искрообразования. По достижении этой температуры он (нагар) начинает сгорать, происходит очищение свечи (самоочищение).

Чем длиннее тепловой конус, тем больше его площадь, поэтому он нагревается до темпера-туры самоочи-щения при меньшей тепловой на-грузке. К тому же выступание этой части изолятора из корпуса усиливает ее обдув газами, что дополнительно ускоряет прогрев и улучшает очищение от нагара. Увеличение длины тепло-вого конуса приводит к уменьшению калильного числа (свеча становится «го-рячее»). Чтобы оставить его неизменным в конструкции применяют би-металлические центральные электроды, луч-ше отводящие тепло. Такие свечи (их называют термоэластичными) быстрее прогреваются до температуры самоочищения (как горячие), но вызывают калильное зажигание при высоких тепловых нагрузках (как холодные).

Отечественная промышленность выпускает свечи зажигания с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. За рубежом не существует единой шкалы калильных чисел.

Величина искрового зазора указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля (но может быть ука-зана также на упаковке или в маркировке свечи) и находится в пределах от 0,5 до 2 мм.

В зависимости от конструкции электродов зазор бывает регулируемым (за счет подгибания бокового элек-трода) и нерегулируемым (в свечах с несколькими «объединенными» боковыми электродами или не имеющих боковых электродов).

На свече зажигания российского производства должны быть указаны:
— дата изготовления (месяц или квартал и (или) две последние цифры года изготовления);
— товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
— условное обозначение типа свечи (расшифровка приведена далее);
— надпись «Сделано в России» или RUS.
Устройство, маркировка, взаимозаменяемость свечей зажигания, диагностика по свечам

Из-за отсутствия за рубежом единой системы маркировки определить соответствие све-чей зажигания раз-личных производителей можно только при помощи каталогов или таблиц взаимозаменяемости (табл. 1).

В настоящее время все больше свечей зажигания выпускается с биметаллическим электро-дом. Это позво-ляет, помимо улучшения термо-эластичности, повысить их надежность и долговечность.

Растет объем производства свечей зажигания с выступанием теплового конуса изолятора из металлическо-го корпуса, что обеспечивает улучшенное самоочищение от нагара.

С целью увеличения срока эксплуатации, не требующего регулировки искрового зазора, выпускают свечи зажигания с несколькими электродами «массы».

Для улучшения процесса искрообразования (воспламеняющей способности искры) разра-батывают свечи с увеличенным искровым за-зором, изменяют форму и профиль электродов, а на их поверхности наносят платину.

Растет производство свечей зажигания с использованием поверхностного разряда (в ко-торых нет электрода «массы», а искра идет от центрального электрода к корпусу по поверх-ности изолятора).

Для снижение уровня помех радиоприему все больше свечей зажигания снабжаются встроен-ным помехо-подавительным резистором.

Таблица 1. Взаимозаменяемость основных типов свечей (прочерк — аналог отсутствует)

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Применение и свойства силиконовой смазки для автомобиля: ее виды, для чего нужна, как отмыть и описание с фото и видео

Виды и характеристики силиконовой смазки для автомобиля Поскольку автомобили плотно вошли в жизнь современного человека, для их технического обслуживания используется множество расходных материалов. Каждый из ...

Как повысить октановое число бензина в домашних условиях

Многие автолюбители знают, что использование бензина с октановым числом ниже рекомендованного производителем двигателя приводит к детонации топливовоздушной смеси в камерах сгорания и, как следствие, к ...

Можно ли продать авто по генеральной доверенности: возможные ситуации

Как правильно продать авто по генеральной доверенности, плюсы и минусы Многие из автомобилистов хотя бы раз в жизни сталкивались с продажей авто по генеральной доверенности ...

Антикорозийка для авто — какая лучше, обзор хороших антикоров

Безупречный внешний вид автомобиля не всегда может означать, что под покраской все в полном порядке и коррозия полностью отсутствует. В качестве меры профилактики для предупреждения ...

Audi r8 v10 ABT Add-on

Выберите одну из следующих категорий, чтобы начать просматривать последние моды для GTA 5 на ПК: 13 874 загрузки , 38,3 МБ 2 февраля 2018 5 ...

Нужно ли менять масло в механической коробке передач

Нужно ли менять масло в механической коробке передач. НА таких автомобилях как ФОРД, ШЕВРОЛЕ, ОПЕЛЬ, ТОЙОТА и многих других Что же ребята мы много с ...

BMW E30 Coupe — характеристика — видео-обзор

В 1982 году был представлен более стилистический и модернизированный приемник купе E21 — BMW E30 Coupe. Ниже приведен модельный ряд 2-дверного варианта БМВ 3 серии ...

ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ТЕРМОСТАТА ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В статье применены фотографии с сайта http://www.volvospeed.com/ 7,0 л для турбированных двигателей 7,2л — для атмосферных двигателей. Температура кипения около 135 град С. ВНИМАНИЕ. Двигатель ...

Alpina BMW D3 Bi-Turbo (2018) — pictures, information — specs

The Bi-Turbo drivetrain draws on the excellent characteristics of the underlying BMW full aluminium, straight-six 3.0 liter capacity engine with the latest generation of common ...

Что такое докатка и чем она отличается от обычного запасного колеса, Вождение плюс

Что такое докатка и чем она отличается от обычного запасного колеса? Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой. Докатка имеет ...

Тюнинг Ford Focus. Турбодоработка

Детали для тюнинга Ford Escape, Ford Explorer, Ford Focus, Ford Fusion, Ford Kuga, Ford Maveric, Ford Mondeo, Ford Ranger, решетка радиатора, пороги стальные, защита бампера, ...

Как рассчитать расход топлива ⛽ (калькулятор)

Hyundai Sonata Gold Devil 👹 › Бортжурнал › Как рассчитать расход топлива ⛽ (калькулятор) Как правильно рассчитать расход топлива? Итак — как же правильно, максимально ...

Как обезопасить машину от угона — чтобы не угнали автомобиль

Для многих автовладельцев машина является не только средством перемещения из одной координаты в другую. Человек часто воспринимает свой автомобиль как надежного помощника и верного друга, ...

Срок службы зимней резины: время эксплуатации

Сколько служит зимняя резина — срок эксплуатации шипованных шин Автор: Максим Марков Большая высота рисунка протектора новой зимней шины радует глаз владельца автомобиля. На первый ...

Автомобильный FM-трансмиттер (модулятор): какой лучше и как выбрать?

С автомобильным FM-трансмиттером я познакомился относительно недавно. Несколько дней назад я приобрел себе отличную стереомагнитолу. Все ее характеристики и параметры меня полностью устраивали: стильный и ...

Особенности грузоперевозок в России

предоставляющего услуги грузоперевозки. Рассмотрим некоторые интересные особенности рынка грузоперевозки по России. Одним из ключевых факторов при осуществлении транспортных услуг, является общая протяженность маршрутов. Не секрет, ...

Лучшие автомобильные свечи зажигания

Свечи зажигания – это такая деталь автомобиля, без которой машина просто не заведется и не поедет. Подобные изделия работают в самых экстремальных условиях. Они, то ...

Покраска Раптором или Аллигатор кузов автомобиля

РАПТОР защитное покрытие кузова автомобиля. Профильный центр с 2002 года покрасили более 5000 автомобилей. Что такое покраска кузова автомобиля Раптором ? – Специальная краска обладает ...

Прицеп своими руками

Как изготовить прицеп своими руками будет рассмотрено в этой статье, причём будет описано несколько вариантов изготовления, в зависимости от подвески колёс. Многие водители начинают задумываться ...

Промывка двигателя при замене масла: на пользу или во вред? журнал За рулем

Промывка двигателя при замене масла: на пользу или во вред? Потом залили в мотор масло, самое густое, какое только нашлось. Цилиндры были не из лучших ...

Ваш Volkswagen Tiguan — двигатель 150 л

Новый бензиновый мотор 150 л.с. для Volkswagen Tiguan 10 аргументов «ЗА» Уверенный запуск при резких отрицательных температурах Двигатель 150 л.с. демонстрирует великолепный расход топлива! Эта ...

От чего зависит расход топлива автомобиля?

Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах. Мы рекомендуем 1 раз в 2 недели. Зимой расход топлива увеличивается от 5 до 10 % Ездите спокойно — ...

Как зарядить аккумулятор без зарядного устройства?

Зачастую происходит ситуация, когда необходимо завести автомобиль, который на протяжении долгого времени простоял в гараже или на стоянке. И именно в эти моменты под рукой ...

Стартер ВАЗ 2110: определение неисправностей

В начале любой поездки водитель автомобиля, выпущенного на «АвтоВАЗе», прислушивается к тому, как работает стартер ВАЗ 2110. Успешная работа автомобиля зависит от знания водителем его ...

Рейтинг@Mail.ru